"Большой брат", Нижний Новгород, 2010-й год.
Вчера это была обычная водонапорная башня, а сегодня на ней нарисованы глаза, нос и рот какого-нибудь забавного персонажа. Серые стены домов, катушки из-под кабелей - все годится для творчества!
Санкт-Петербург, 2012-й год.
О том, тяжело ли создавать живые стены, минчанам рассказал знаменитый уличный художник Никита Nomerz, чьими рисунками украшены улицы многих российских городов: Нижнего Новгорода, Иркутска, Екатеринбурга, Перми. На его лекцию в столичном Музее современного изобразительного искусства пришло столько желающих, что у музея даже не хватило стульев.
"Открой свои глаза", Иркутск, 2011-й год.
- Отношение у людей разное, - говорит Никита, пока его рисунки на проекторе сменяют друг друга. - Мы участвовали в одном фестивале стрит-арт. Организаторы все согласовали с властями, предоставили подъемники, краны. Местная жительница остановилась: «Что вы тут нарисовали? Ничего не понятно». Спрашиваю: «Лучше, чем было?». Она: «Конечно лучше!». Можно сказать, что чаще всего отношение положительное у людей.
"Лица", Пермь, 2011-й год.
Никита говорит так: художник рисует - картина рождается. Люди смотрят - картина живет. Приходят коммунальники и все закрашивают - картина умирает. Вот ради жизни картины, ради того, чтобы ее увидело максимальное количество людей, уличные художники и рисуют.
- Долго ли живут твои работы?
- Это сложно отследить. Я рисую в разных городах. Вот катушки в Нижнем Новгороде через пару дней исчезли. Может, строители забрали или так кто утащил.
"Глаза города", Нижний Новгород, 2012-й год.
- Перед тем как нарисовать, ты берешь разрешение у властей? Все-таки рисунки масштабные и на муниципальных объектах…
- Самый главный документ, который дает мне разрешение на рисунок, у меня в голове. Я к этому осторожно подхожу. Что касается официальных документов… Один раз меня пригласили на круглый стол в Нижнем Новгороде, где обсуждалась проблема вандализма. Там был полицейский, психолог и чиновник из администрации, который отвечает за благоустройство города. Надо понимать ситуацию: в городе много старых домов, в плохом состоянии. Администрация их не восстанавливает. Хотя сами по себе здания красивые, это архитектурные памятники. В итоге их сносят и строят какую-то коробку. А за круглым столом почему-то говорили о граффити как о вандализме. Чиновник мне тогда сказал: не вопрос - приходи, обсудим. Ну, я пришел, мы поговорили о фестивалях, о возможности обустройства каких-то легальных площадок. Но дальше разговоров дело не сдвинулось. Больше я не ходил к чиновникам.
"Три богатыря", Нижний Новгород, 2013-й год.
Рисунки Никиты и его коллег легальны только на фестивалях стрит-арта, где согласованием с властями занимаются организаторы фестиваля.
Вот такой рисунок уличный художник сделал за пару часов до лекции в Минске. Во дворе Академкниги.
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
- В Минске почти нет стрит-арта. Тут рисовать и рисовать, - говорит Никита.
- А почему не хватает? Недостаточно художников?
- Как мне объяснили местные ребята - сложность в самой системе. Хотя я сам за пару часов до лекции сделал рисунок. Не без помощи, конечно. И ничего, милиция не подходила. Лишь пару людей остановились и сказали, что им нравится. Мне кажется, что главное - это начать. Потом не страшно.
Эту картину Никита нарисовал сразу после лекции в Минске. В одном из дворов по улице Чкалова.
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
"Китайская резиденция", Суйфэньхэ (Китай), 2013-й год.
- Какой Минск по цвету и каких красок ты бы добавил?
- Мне он показался бежевым и серым. Возможно, погода повлияла (в эти дни стоял густой туман. - Ред.). Но это не плохой серый, а хороший. Такой романтичный. Я бы не добавлял здесь лишних цветов. Минск сам по себе красивый.
"Человек-зуб", Екатеринбург, 2011-й год.